В газете "Завтра" опубликована статья члена Бюро Президиума партии "РОДИНА", руководителя Исполкома Конгресса русских общин Алексея Рылеева, посвященная грядущему 1100-летию Крещения Осетии. Предлагаем ее вашему вниманию.
Ежегодно 28 июля Россия и весь православный мир широко отмечают День Крещения Руси. Праздник этот несет в себе глубокий смысл, напоминая нам о том непростом выборе, который многие века назад сделали наши предки, определив тем самым нашу судьбу и предназначение.
Сейчас уже мало кто помнит, что возрождение православия на высоком государственном уровне началось с празднования в 1988 году тысячелетия Крещения Руси. Между тем в Северной Осетии и руководство республики, и ее жители готовятся встретить свой, не менее великий праздник – 1100 лет со дня Крещения своей земли.
Для кого-то в России покажется странным: как же так, Осетия — это же Кавказ, где одни мусульмане. Увы, мы очень часто преступно мало знаем об истории народов, составляющих тот самый "братских народов союз вековой", о котором поется в нашем гимне. Иначе не вызывал бы столько изумлений тот факт, что осетинская земля приняла православную веру раньше Киевской Руси. Что, кстати, начисто опровергает известный тезис наших недругов о том, что Россия-де "навязывает" народам свою веру. Как это ни покажется парадоксальным, но православие на земле Алании имеет более глубокие корни и более давнюю историю, чем в самой России.
Исторический факт: из ста с лишним народов и народностей, населяющих сегодня нашу страну, только два народа приняли православие от Византии на уровне своих государств. Это русские и аланы.
Причем христианство пришло на Кавказ намного раньше ислама: первые аланы принимали крещение еще в I веке нашей эры, а их первым крестителем был апостол Андрей Первозванный, что позволяет некоторым исследователям говорить о том, что православию на осетинской земле даже не 1100 лет, а гораздо больше — тем более известно, что уже в IV веке на Северном Кавказе существовала Аланская епархия. Более того, историки находят в византийских источниках упоминания об аланском царе Григории (VII век): "Властитель Алании Григорий богобоязнен, христолюбив и носит христианское имя, он был крещен".
Многие из христиан-аланов приняли за свою веру мученическую смерть, особенно много их погибло под ударами полчищ Тимура-Тамерлана (тогда, в конце XIV века, население Алании сократилось с нескольких миллионов до десятков тысяч), и, тем не менее, более четырехсот лет им удавалось сохранять свою веру и христианские традиции.
Сегодня, по разным оценкам, несмотря на многонациональный состав населения, до 80% жителей Северной Осетии причисляют себя к православным, тем самым делая республику форпостом православия на Кавказе. Роль это не только почетная, но и ответственная. Особенно в нынешних непростых условиях, когда в братской Южной Осетии набирают силу объединительные процессы не только на государственном, но и на церковном уровне.
Агрессия Грузии сделала фактически невозможным нахождение Южной Осетии в составе этого государства, но при этом Абхазия и Южная Осетия продолжают оставаться канонической территорией Грузинской православной церкви и для мирового православия, и для Московского патриархата. Хотя и народ, и власти этих государств не желают оставаться под управлением Грузинской церкви.
Да, у этой проблемы нет легкого решения – вопросы веры и Церкви вообще особо чувствительны, регламентированы канонами и требуют максимально аккуратного и серьезного подхода, что и демонстрирует руководство Русской православной церкви. Тем не менее альтернативы этому процессу нет. И недавняя встреча Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла с президентом республики Южная Осетия Анатолием Бибиловым свидетельствует о том внимании, которое уделяется этому вопросу.
Нам, живущим в России, стоит поучиться тому, как бережно, с любовью и уважением относятся в Осетии к своему историческому наследию, как хранят память о своих великих предках. В преддверии юбилея ведется большая архивная работа. Идет сбор сведений о пострадавших за Христа, восстанавливаются храмы, памятники, связанные с историей православия на осетинской земле. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которому с самого раннего возраста прививаются надежные духовные ориентиры.
Сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о спасении (даже не реставрации, а именно спасении) уникального памятника православной архитектуры – Нузальского храма, построенного в XIV веке, который только в 2015 году был передан Владикавказской епархии. На государственную охрану поставлены десятки церквей.
Вместе с тем остается много нерешенных проблем — в частности, остро стоит вопрос об отсутствии доступа к архиву выдающегося советского этнографа и археолога Евгении Пчелиной, который хранится в Санкт-Петербурге и до сих пор не разобран. Между тем в нем содержится отчет о раскопках 1946 года в Нузале, который мог бы помочь реставраторам и, возможно, дал бы нам новые знания об истории Осетии и ее народа. Странно, что не помогло даже обращение епископа Владикавказского и Аланского Леонида. Представляется, что федеральный центр, в чьем ведении находится архивная служба, не просто мог бы, но и должен вмешаться в эту ситуацию.
Нуждается в государственной поддержке на федеральном уровне и функционирующий уже десять лет на пределе своих возможностей Детский реабилитационный центр при Богоявленском аланском женском монастыре, который помогает ребятам с различными проблемами психического здоровья, принимая в год сотни детей. Можно и нужно восхищаться энтузиазмом и мужеством монахинь, возложивших на свои плечи эту нелегкую ношу, но пора бы уже помочь им не просто словами, но и делом.
Соглашусь со словами владыки Леонида: "На сегодняшний день республика мало открыта для паломников и для тех людей, которые хотели бы посетить наши святыни. А нам есть что показать: это и древние храмы, и монастыри, и святыни – это духовное историческое наследие Алании. Нам много предстоит вместе потрудиться над тем, чтобы выявить исторические факты, которые помогут и нам глубже соприкоснуться и окунуться именно в те вехи истории, которые до сегодняшнего момента были скрыты от людей по тем или иным причинам".
Духовный и культурный потенциал осетинской земли поистине огромен. Вопрос лишь в том, как его реализовать и использовать. Новое руководство республики делает первые шаги в нужном направлении и остро нуждается в поддержке со стороны как самого осетинского народа, так и руководства России. Торжественное празднование 1100-летия Крещения Осетии в 2018 году должно стать и, убежден, станет важной вехой на этом пути.