Сегодня, 25 января 2015 года, в Татьянин день, в Москве прошло очередное заседание "Клуба конкурентов". Оно было посвящено вопросам образования в России. Тема заседания: "Проблема некорректного выявления перспективных профессий и неравномерного распределения средств".
Мероприятие открыл председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлёв.
В частности, Журавлёв указал, что в рамках интеллектуальной дискуссии собрались люди, которые способны оказывать влияние на политику государства в сфере просвещения и воспитания. Также, по словам Журавлёва, эксперты "Клуба конкурентов" способны выработать правильное направление по развитию отечественного образования.
Модератором встречи выступил доктор психологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, советник председателя партии Александр Огнёв.
На площадке "Клуба конкурентов" собрались эксперты, ректоры и преподаватели ВУЗов, ученые и представители студенчества.
Ректор Российского нового университета Владимир Зернов в своей презентации, посвящённой проблемам образования в эпоху глобализации указал, что в современных условиях цена знаний растёт не в разы, а на порядки. При этом Зернов отметил, что качество образования в российских вузах падает и "мы выходим из мировых рейтингов".
Зернов полагает, что поддержка государством только государственных же вузов ведёт к тому, что конкурентоспособность российского высшего образования падает. Мы вузы оцениваем не по качеству обучения, а по тому, кто их учредил", - отметил Зернов. "При этом вузы могут быть как "чёрной дырой" для бюджета, так и кластером постиндустриальной экономики", - добавил эксперт.
"Если мы не сможем сделать наше высшее образование конкурентным, то не создадим и конкурентоспособную экономику", - резюмировал Владимир Зернов.
Елена Бродовская, заведующая кафедрой политологии, замдиректора Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова выступила с докладом о влиянии Интернета на современное образование.
Бродовская рассказала о том, что по отношению к этой проблеме эксперты делятся на две группы – кибероптимисты и киберпессимисты. По мнению первых, Интернет в ближайшем будущем будет определять всё и детей даже не надо учить писать и с самого малого возраста выдать им планшеты. По мнению второй группы специалистов, Интернет не предоставляет качественный контент. Поэтому и уповать на сеть пока не стоит.
"За 10 последних лет мы стали одной из развитых Интернет-держав. В России насчитывается 90 млн Интернет-пользователей. При этом большинство из них – от 14 до 30 лет. Причём большинство запрашиваемой ими информации в сети имеет досуговый и развлекательный контент. Это отличает нас от других стран-лидеров, где, напротив, очень развиты практические и образовательные запросы в сети", - отметила Бродовская.
"Важно научить молодёжь защите от манипулятивных технологий в сети. В противном случае результат может быть самый плачевный – незащищённое общество, которое рискует социальными и политическими потрясениями", - добавила Бродовская, приведя в качестве примера Украину и Молдову.
Валерий Гончаров, депутат Совета депутатов города Подольска, член фракции "Единая Россия", профессор рассказал о нюансах работы муниципальных высших учебных заведениях. Он отметил, что "в настоящее время нет прозрачной системы выбора конкурентно-способного вуза в регионах", отметив важную роль честной конкуренции между вузами.
Оживлённую дискуссию вызвало выступление адвоката Анастасии Расторгуевой, которая повела речь о "дипломании". Этим термином Расторгуева обозначила основную, по её мнению, проблему российского высшего образования: "Проблема высшего образования в том, что его легко получить, практически не вставая с дивана".
"Если подсчитать общее количество вузов в России, то мы придём к выводу, что они способны принять и дать высшее образование всем без исключения школьникам-выпускникам. При этом вопросом, зачем им диплом, "корочка", большинство из них не задаётся", - отметила Расторгуева.
"Высшее образование из-за своей общедоступности перестало быть конкурентным преимуществом, а диплом – предметом гордости", - считает Анастасия Расторгуева.
По мнению Расторгуевой, необходимо избавить высшее образование от "массовости", выработать новую систему приёма в вузы, когда бесплатно смогут учиться лишь безусловные таланты, остальные же должны будут платить на тех или иных условиях.
"Нам нужны умы и рабочие руки", - резюмировала Расторгуева.