Голосование по вопросу установки памятника на Лубянской площади запустят 25 февраля на нескольких площадках. Об этом сообщил зампред Общественной палаты Москвы, глава комиссии по развитию гражданского общества и общественному контролю Алексей Венедиктов. При этом выбирать москвичи будут из двух вариантов: Феликс Дзержинский и Александр Невский. Из конкурса выпали Юрий Андропов и Иван III.
— Война с памятниками или за памятники всегда в моде, это беспроигрышная медийная фишка, идеальный информационный повод, — выразил уверенность в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", руководитель Информационно-политического управления Исполкома Федор Бирюков.
— В августе 1991 года "народный" снос памятника Дзержинскому стал одним из самых ярких и запоминающихся эпизодов той еще советской "цветной революции". В свое время и большевики массово валили памятники царской эпохи, взрывали храмы, возводили уже свои памятники и мемориалы. Можно вспомнить также недавний "ленинопад" на Украине и атаки на памятники героям Юга времен Гражданской войны в США.
А если взглянуть в историю намного дальше, то уничтожением статуй и обелисков неугодных предшественников периодически занимались еще древнеегипетские фараоны.
Как правило, эти варварские методы в решении исторических и политических конфликтов национального масштаба происходят в переломные и революционные моменты истории государств. Но и обратный процесс — возвращение былых символов прошлого — также должен соотноситься с определенными социально-политическими переменами в обществе. Как, например, в свое время восстановление Храма Христа Спасителя в Москве стало символом возрождения влияния Русской православной церкви в России.
— Что же в таком случае может символизировать возврат памятника Дзержинскому на Лубянку? Кому выгодно вновь поднимать эту тему?
— На это ответить проще простого с учетом того факта, что саму идею столичного референдума по памятнику предложил Алексей Венедиктов, самое медийное связующее звено между правящей бюрократией и влиятельными либерально-олигархическими элитами. Так что заказчики налицо. Идем дальше. В основе этой ситуации лежат два основных момента. Первый — стремление отвлечь внимание общества от действительно острых и значимых социально-политических проблем на исторический паллиатив. Второй момент — сымитировать тот или иной "национальный консенсус" по итогам голосования. Тут любой результат сгодится.
Если победит "Железный Феликс", в СМИ скажут, что в обществе возрос запрос на социальную справедливость. И вот вам символ торжества революционной целесообразности в центре российской столицы! При этом сами элиты как были глубоко антинациональны, так и останутся таковыми. Если же верх одержит святой князь Александр Невский, будет рассказано о росте национального единства и укреплении славных традиций тысячелетней российской государственности. А элиты будут преспокойно продолжать и дальше эксплуатировать человеческие и природные ресурсы России, выводя капиталы за рубеж.
Так что вся эта лубянская история с памятником сегодня устроена для отвода глаз и отвлечения внимания. А кто-то еще и сможет заработать на строительных работах. В итоге главным для москвичей на данный момент станет эстетический фактор: чтобы старый или новый памятник на Лубянке органично вписался в городской ландшафт.