Александр Лукашенко 23 сентября 2020 г. вступил в должность президента Белоруссии. Церемония прошла во Дворце независимости. Уточняется, что на нее были приглашены несколько сотен человек: чиновники, депутаты, руководители СМИ, деятели культуры и спорта и другие.
Между тем, в Координационном совете белорусской оппозиции призвали к акции неповиновения после инаугурации Лукашенко.
— Инаугурация Лукашенко не была тайной, как об этом сообщают многие СМИ, — отмечает в комментарии для "Свободной прессы" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Церемония прошла в ограниченном, полузакрытом и подчеркнуто рабочем формате, но отнюдь не секретно. Тем не менее, эти ограничения дали прессе повод для трансформации протокольного, в сущности, мероприятия в некое сенсационное событие с негативным характером. Прежде всего, это провал официальных минских пиарщиков.
— Но почему именно так?
— Администрация белорусского президента явно перестраховалась. Принцип "скромность украшает" здесь не сработал. Очевидно, решение привести Лукашенко к президентской присяге в узком кругу родилось из общей усталости от длительного и напряженного противостояния с оппозицией, опасений перед возможными провокациями и желания лишний раз не привлекать общественного внимания к вопросу о легитимности власти Лукашенко. Сегодня этот вопрос поднят на щит не только противниками белорусского президента внутри страны, но, что самое важное, их политическими и финансовыми спонсорами на Западе, в США и Евросоюзе. Поэтому организаторы инаугурации полагали, что если провести все тихо, быстро и без привычного медийного освещения, то получится избежать внимания широкой общественности. В этом, на мой взгляд, кроется основная ошибка. И оппоненты Лукашенко, и лояльно настроенная аудитория обратили внимание на непривычный характер церемонии и сделали свои выводы. При этом недостаток открытой информации с лихвой компенсировался трактовками и домыслами со всех сторон. В итоге, каждый увидел то, что захотел увидеть, и лишь официальный Минск остался в тактическом проигрыше. Его послание о том, что "все идет по плану", не было воспринято так, как этого хотели организаторы.
Для сравнения напомню, что в самый пик противостояния с оппозицией Лукашенко повел себя подчеркнуто открыто и решительно, собрал своих многочисленных сторонников в центре Минска, а потом выступил перед недружественно настроенными рабочими бастующего завода. Это был сильный ход, который даже в не самых благоприятных обстоятельствах сработал в плюс Лукашенко, а также снизил градус протестной активности на улицах. А теперь зачем-то минские товарищи повели себя прямо противоположным образом, добившись для избранного президента Белоруссии обратного результата, эффекта короля в осажденной крепости. Не исключено, кстати, что такой сомнительный ход подсказали советники из "пятой колонны", которые работают на дискредитацию Лукашенко. Именно они перед выборами толкали Минск на абсурдные, недружественные в отношении России шаги. Да, в дальнейшем президент кое-кого уволил. Но в целом прозападное "подполье" в окружении Лукашенко не разгромлено и будет продолжать действовать.
— Как теперь будут развиваться события?
— На данный момент политический кризис в Белоруссии перешел от динамичной и острой фазы к фазе затяжного противостояния. Этот период может продлиться достаточно долго. И у Лукашенко, и у его политических противников четко обозначились влиятельные внешние союзники. Для Лукашенко это Российская Федерация, совершенно легитимный официальный союзник, обеспечивающий белорусской власти мощнейший континентальный тыл. А за хаотичными оппозиционными рядами синеют флаги Евросоюза, отказавшегося признавать победу Лукашенко на выборах. Также на этом фланге маячат Соединенные Штаты, работающие по Белоруссии в этот раз чуть более аккуратно, чем в случае с Украиной. Ситуация в Белоруссии сейчас напоминает венесуэльский сценарий. Оппозиционный "блицкриг" не удался, лидер оппозиции гастролирует за рубежом. Тем не менее, проблема не решена, вопрос не закрыт. Но по крайней мере Лукашенко и его сподвижники выиграли время, чтобы провести необходимые конституционные изменения и трансформировать систему власти в интересах национального развития. Это уникальный исторический шанс, упустить который было бы роковой ошибкой.